Национальная система квалификаций (НСК) в Республике Башкортостан представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение качества трудовых ресурсов, оптимизацию трудовых процессов, взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников.
Основные функции АНО ДПО "РАРК РБ":
Содействие в сфере развития национальной системы квалификаций в РБ
Мониторинг параметров системы в РБ
Предоставление информации в Координационный комитет и в НАРК для обобщения и анализа
Внедрение методических документов
Поддержка внедрения нормативных и методических документов в РБ
Взаимодействие работодателей и образовательных организаций
Развитие системы подготовки кадров, применение нок
Развитие экспертного потенциала
Организация работы по формированию и развитию экспертного потенциала для функционирования национальной системы квалификаций на территории РБ;
Анализ и использование опыта других регионов в области развития системы квалификаций
Выстроено взаимодействие с Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ, Министерством образования и науки РБ, ЦОПП, ЦОКами, профессиональными образовательными организациями и работодателями республики.
На период 2021 – 2024 годы мы подготовили совместно с министерством труда План мероприятий (дорожную карту) по развитию национальной системы квалификаций в Республике Башкортостан.
Мероприятия Дорожной карты направлены на:
Формирование региональной инфраструктуры НСК в Республике Башкортостан, обеспечение информационной доступности для различных участников системы
Внедрение профессиональных стандартов в деятельность предприятий и организаций
Развитие системы подготовки кадров Республики Башкортостан с использованием инструментов НСК, в том числе цифровых платформ
Применение системы независимой оценки квалификации для формирования сбалансированного рынка труда республики
Мониторинг рынка труда республики
Во всех мероприятиях Дорожной карты АНО ДПО "РАРК РБ" принимало активное участие.
В первую очередь, выстроено взаимодействие с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) и его департаментами.
Мы принимаем активное участие в различных форумах, организованных НАРКом, и плотно сотрудничаем с Базовым центром НАРК.
По программам повышения квалификации, реализуемым НАРК, нами были направлены и прошли обучение сотрудники колледжей республики (преподаватели, методисты, завотделениями, заместители директоров) по различным модулям:
1) Разработка, реализация и оценка результатов освоения образовательных программ СПО: от профессионального стандарта до профессионального экзамена.
2) Организационно-методическое сопровождение внедрения в подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации.
3) Применение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в профессиональном обучении и СПО.
4) Методика обучения профессии «Цифровой куратор».
Это обучение помогло в разработке программ подготовки специалистов среднего звена с учетом требований профстандартов, подготовке учебной методической документации, в т.ч. по оценочным средствам.
По программе повышения квалификации «Проектирование и реализация программы учебной дисциплины «Карьерное моделирование» прошли обучение представители различных организаций среднего, высшего и дополнительного образования. К примеру, в УГАТУ после пройденного обучения разработана рабочая программа учебной дисциплины «Планирование карьеры» в качестве факультатива, которая позволяет студентам освоить методы профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры с применением инструментов национальной системы квалификаций.
Для успешного развития и применения системы наставничества Базовый центр НАРК подготовил информационные и методические материалы, в частности «Руководителям и HR-специалистам о наставничестве на рабочем месте» и «Руководство для наставников на рабочем месте». Мы организовали опрос среди предприятий республики по апробации вышеуказанных рекомендаций в целях совершенствования разработанных НАРКом материалов.
Приняли участие в работе круглого стола «Реализация модели наставничества, как условие непрерывного развития профессионального образования» в рамках республиканского форума «Моя профессия – залог успеха»
Провели опрос среди работодателей о содействии занятости молодежи и выпускников учебных заведений и о развитии системы наставничества на рабочем месте для предоставления материала в НАРК в качестве практической основы методических рекомендаций по формам и методам наставничества.
Приняли участие в работе круглого стола «Использование инструментов национальной системы квалификаций в сфере трудоустройства лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации» в рамках Всероссийского форума-выставки «Ломая барьеры».
Ежегодно принимаем участие во Всероссийских форумах «Национальная система квалификаций России», в частности - в марафоне «Национальная система квалификаций в регионах страны».
Кроме того, АНО ДПО "РАРК РБ" активно взаимодействует с Центрами оценки квалификаций региона.Обсуждаются меры повышения эффективности работы уже действующих ЦОК, а также перспективы создания новых центров в регионе, которые повысят территориальную доступность для желающих пройти независимую оценку квалификации. Это должно, в частности, способствовать реализации проекта ГИА-НОК для студентов колледжей по совмещению процедуры промежуточной и итоговой аттестации с профессиональным экзаменом – независимой оценкой квалификации.
Одной из актуальных тем является вопрос подготовки квалифицированного персонала для различных отраслей экономики региона и необходимость соответствия и развития профессиональных компетенций выпускников СПО, вузов.
В рамках деятельности АНО ДПО "РАРК РБ" мы проводим встречи с работодателями и представителями профессиональных образовательных организаций республики. В ходе обсуждений участники подтверждают, что существует разрыв во взаимодействии образовательных организаций и предприятий. Организации часто вынуждены переучивать приходящих к ним выпускников. А образовательные организации не всегда в полной мере видят актуальные потребности работодателей, поэтому учебные программы нуждаются в корректировке.
В очно-дистанционном формате прошел круглый стол на тему «Взаимодействие предприятий и профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан по развитию региональной модели наставничества». Организаторами выступили АНО ДПО "РАРК РБ" и Центр опережающей профессиональной подготовки РБ при поддержке Министерства труда РБ и Базового центра НАРК. В работе круглого стола приняли участие представители министерства труда РБ, министерства образования РБ, Базового центра подготовки кадров НАРК и представители более 70 предприятий и профессиональных образовательных организаций республики.
В продолжение этой темы организована проектно-аналитическая сессия по формированию системы наставничества на региональном уровне «Проблемы, перспектива и поддержка развития системы наставничества на предприятиях и в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан».
В работе сессии приняли участие представители министерств и ведомств республики, ЦОПП РБ, крупных и средних предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства, образовательных организаций. Модератором сессии выступила руководитель Базового центра подготовки кадров НАРК – Клинк Ольга Фридриховна.
На сессии было отмечено, что система наставничества и целевое обучение способствуют подготовке востребованных специалистов в соответствии с потребностями экономики в регионе. Это инструмент развития кадрового потенциала, который помогает сократить квалификационные разрывы, новым сотрудникам легче и быстрее пройти адаптационный период, уменьшить текучесть кадров, снизить затраты на обучение сотрудников, увеличить производительность труда, повысить корпоративную культуру, а в сотрудничестве с колледжем - получать квалифицированные кадры.
В программе сессии были рассмотрены вопросы успешного внедрения наставничества, практики и проблемы формирования наставничества на предприятиях и в профобразовательных организациях в регионе, а также формы взаимодействия с НАРК по данному направлению и методическая поддержка участников проекта на всех этапах реализации программы наставничества.
Чтобы довести обсуждения этой проектно-аналитической сессии до реальных решений, мы организовали еще 2 стратегический сессии. По результатам работы сессий было принято решение, что для успешного развития и эффективной, полноценной работы в этом направлении необходимо создание единой цифровой платформы, объединяющей всех участников рынка труда, позволяющей видеть ситуацию в целом, проводить корректировку учебных программ под запросы работодателей, решать вопросы с наставничеством и практиками и многое другое.
В связи с этим в 2023г. АНО ДПО "РАРК РБ" начал разработку единой цифровой платформы «Команда будущего», победив в конкурсе Фонда грантов Главы Республики Башкортостан.
Цель первого этапа проекта - создание единого цифрового пространства для организации оперативного взаимодействия между организациями среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО) и предприятиями различных форм собственности республики по вопросам организации практики, стажировок, наставничества и трудоустройства.
Поставленная цель достигнута, разработанная составляющая платформы «Команда будущего» – это не справочная информация, а средство быстрого и эффективного взаимодействия, реальный инструмент, синхронизирующий рынок труда, потребности работодателей и возможности образовательных организаций.
На платформе собраны все организации СПО и ВПО (и этого нет ни на одном сайте). Создана интерактивная карта республики, на которой отмечены все образовательные организации.
Создан удобный поиск нужного учебного заведения по настраиваемым фильтрам:
• место положения учебного заведения
• название
• направления обучения
• специальности
Также на платформу заведено большое количество Работодателей республики (более 40 000). Работодатели на платформе могут:
• предложить наставничество;
• найти стажеров и практикантов;
• оставить заявку в СПО, ВПО на обучение своих сотрудников;
• разместить вакансии на портале «Работа России»
• посмотреть календарь практик СПО, ВПО на портале «Работа России»
Кроме того, на платформе предлагается 3 способа взаимодействия Образовательных учреждений и Работодателей:
- разместить объявление на платформе;
- отправить заявку в учебное заведение (можно сразу в несколько);
- напрямую найти и связаться.
Также представлен перечень успешных практик наставничества, которые могут использовать как работодатели, так и учебные заведения
Дополнительно к началу приемной кампании-2024 нами был разработан раздел для абитуриентов, чтобы выпускники школ республики при выборе вуза или колледжа активно ее использовали.
В июне 2024 мы приняли участие в федеральном этапе всероссийской ярмарки трудоустройства «ПРОФФЕСТ. Работа России. Время возможностей», где презентовали платформу «Команда будущего». Она вызвала большой интерес среди родителей и выпускников школ.
Сегодня рынок труда испытывает значительный дефицит квалифицированных специалистов в сфере производства, строительства, сельского хозяйства и инженерии. Несмотря на развитие цифровых технологий и автоматизации процессов, потребность в специалистах рабочих специальностей остается высокой. По данным исследований Российского союза промышленников и предпринимателей, дефицит кадров наблюдается в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, строительство и сельское хозяйство.
Причины дефицита рабочих профессий:
1. Низкая привлекательность рабочих профессий среди молодежи: молодежь чаще выбирает специальности, связанные с IT-технологиями, финансами и менеджментом, считая рабочие профессии менее престижными и перспективными.
2. Недостаточная информированность: школьники часто недостаточно осведомлены о возможностях карьерного роста и достойных заработков в традиционных профессиях и возможностях трудоустройства в своем регионе.
3. Отсутствие мотивации: многие молодые люди предпочитают получать высшее образование, даже если оно не соответствует их интересам и способностям, опасаясь трудностей и физических нагрузок, связанных с рабочими профессиями.
4. Старение рабочей силы: поколение опытных работников постепенно выходит на пенсию, а молодежь не спешит заменять их.
В решении проблемы определенную роль играет профтестирование. Оно помогает выявить интересы и способности учеников, ориентируя их на подходящие им и востребованные профессии. Таким образом, профессиональное тестирование становится важным инструментом профилактики безработицы и повышения конкурентоспособности выпускников школ на современном рынке труда. Оно позволяет школьникам осознанно подходить к выбору будущей профессии, учитывать собственные предпочтения, потребности и возможности рынка труда, снижая риск разочарований и недовольства выбранной сферой деятельности.
Следующим этапом развития «Команды будущего» запланировано создание на платформе новых разделов «Школам//Школьникам» и «Навигатор профессионального развития» - траектория профессионального маршрута со школьной скамьи: профориентация – выбор профессии – выбор учебного заведения – выбор работодателя Республики Башкортостан.
Таким образом:
1. Платформа будет предоставлять инструменты для самодиагностики и тестирования, что поможет школьникам определить свои интересы и склонности. Это позволит им более осознанно подходить к выбору профессии, составить индивидуальный маршрут по его итогам профтеста.
2. На основе профориентационных данных платформа предложит рекомендации по профессиям, которые соответствуют интересам и навыкам учащихся. Это поможет сократить количество студентов, которые меняют специальность после поступления. Несмотря на обилие интернет-ресурсов профориентационной направленности, 69,2% респондентов отметили разрозненность информации на них, что затрудняет процесс профессионального самоопределения.
3. Платформа будет содержать актуальную информацию о колледжах и вузах республики, включая программы обучения, условия поступления. Это обеспечитабитуриентов необходимыми данными для выбора образовательной организации.
Платформа станет удобной цифровой площадкой для информирования школьников о местных вузах, СПО и работодателях, их программах и карьерных перспективах. Платформа обеспечит равный доступ к информации для всех, особенно для учащихся из удаленных районов и соседних регионов, которые не могут участвовать в профориентационных и кадровых мероприятиях, организуемых как учебными заведениями, так и регионом. Создание такой платформы станет важным шагом к улучшению образовательной среды и укреплению связи между образовательными организациями и рынком труда.
АНО ДПО "РАРК РБ" ведет регулярную информационную и консультационную работу о развитии национальной системы квалификаций в республике, расширении применения профстандартов, независимой оценке квалификаций через сайт https://respectinfoufa.ru/rark_rb, страницу РАРК Вконтакте https://vk.com/rark_rb и на проводимых мероприятиях.